Развитие НКО и социального предпринимательства: V Социальный форум России с участием Ростовской области

Соц.Форум России (294)

Рассмотрены лучшие социальные практики и технологии в России, опыт развития СО НКО и социального предпринимательства: в Москве состоялся V Социальный форум России «Социальная политика как ключевой фактор экономического роста»

Организаторы – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

Ключевые партнеры мероприятия – Национальный банк развития «Внешэкономбанк» и АНО «Агентство стратегических инициатив».

Двухдневный Форум (16-17 ноября 2015г.) отличается насыщенной программой, охватывающей вопросы привлечения инвестиций в социальные проекты, оказания социальных услуг, развития социального предпринимательства и социально-ориентированных НКО, государственно-частного партнерства и инноваций в развитии социальной сферы, общественного контроля.

Отдельные секции посвящены отраслевым проблемам и их решениям, в том числе демографической ситуации, развитию здравоохранения и образования, трудоустройства и самозанятости, а также поддержке социально уязвимых групп населения, включая инвалидов, женщин и пожилых людей.

Ростовскую область на Форуме представил руководитель АНО «Ресурсный центр социального развития» Сергей Макушкин, представив на конференции центров инноваций социальной сферы и региональных ресурсных центров поддержки СО НКО опыт работы региональной негосударственной инфраструктуры по формированию и развитию системы поддержки социального предпринимательства и СО НКО.

_MG_0918

В обмене опытом приняли участие эксперты Минэкономразвития России, Общественной палаты РФ, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», АНО «Международный форум лидеров бизнеса», Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета, НП «Институты развития малого и среднего бизнеса», а также руководители инфраструктурных организаций из Пермского края, Архангельского, Астраханской, Кемеровской, Новосибирской, Новгородской, Самарской, Тамбовской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и г.Севастополь, и др.

Открыла форум выставка «Социальные инновации в регионах: лучшие кейсы СО НКО и органов власти. Тиражирование и внедрение инновационных социальных технологий».

Параллельные сессии вобрали в себя большинство представленных далее актуальных вопросов развития социальной сферы.

С материалами нижеприведенных тематических блоков можно ознакомиться после 27 ноября на сайтах организаторов, сайте Минэкономразвития России, портале «Социальная карта Российской Федерации» (http://sockart.ru) или в Ресурсном центре социального развития.

По вопросам взаимодействия с экспертами по указанным направлениям обращаться по тел. 8 (918) 502-03-02.

Содержание сессий:

  1. Возможности механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) для развития социальной сферы: законодательные барьеры и практика применения

Социальная сфера России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. Не менее остро стоит проблема нехватки управленческих компетенций на всех уровнях опыта использования инвестиционных схем в социальной сфере.

  1. Инновации в социальной сфере: развитие социального предпринимательства и социально-ориентированных НКО.

Рассмотрены новые инструменты социальной политики: социальные облигации, перспективы развития центров инноваций социальной сферы, индекс человеческого капитала как показатель уровня социального развития региона.

  1. Эффективность социальных инвестиций: инновационные механизмы финансирования и оценки. Международный опыт и практики российских регионов.

Как можно оценивать воздействие социальных инициатив, в том числе и с экономической точки зрения, можно ли считать их ресурсом для проведения эффективной социальной политики? Рассмотрены условия создания среды для развития в России социальных инноваций; международный и российский опыт. Определены возможности его популяризации и тиражирования, что особенно необходимо регионам. Рассмотрены ключевые инициативы, преимущества программы социальных облигаций (SIB).

  1. Комплексное развитие рынка социальных услуг (конференция центров инновация социальной сферы и региональных ресурсных центров поддержки СО НКО)

Рассмотрены вопросы участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению: проблемы и необходимые решения, итоги мониторинга Общественной палаты Российской Федерации, формирование инфраструктуры поддержки и развития социального предпринимательства и СО НКО, как актуальная задача комплексного развития рынка социальных услуг.

Актуальный вопрос – роль и место ресурсных центров СО НКО и центров инноваций социальной сферы в развитии рынка социальных услуг. Практики и проблемы, а также пути повышения эффективности ресурсной поддержки развития рынка соцуслуг с помощью ЦИСС и РРЦ. Возможности взаимодействия и сотрудничества. Важный блок – наставничество для СО НКО и социального предпринимательства.

  1. Демографическое развитие и экономический рост: окно возможностей и антикризисные инструменты.

Период негативных процессов в экономике совпал с неблагоприятными тенденциями в демографическом развитии. Пока еще существует демографическое окно возможностей для повышения рождаемости и экономического роста. Но в ближайшие 8-10 лет в России существенно сократится репродуктивный и трудовой потенциал в связи с уменьшением численности молодежи. Государство возлагает повышенные ожидания на молодое поколение в решении разнонаправленных задач — улучшении демографической ситуации и развитии экономики, что требует выработки новых антикризисных инструментов.

  1. Правоприменение в сфере общественного контроля: налаживание устойчивого взаимодействия СО НКО и органов власти.

Среди активной части россиян растет запрос на общественный контроль в различных сферах – в том числе, в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве и эксплуатации дорог. Однако механизмы такого контроля до сих пор не всем ясны, несмотря на то, что более года действует Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”. Поскольку немалая часть значимых для всех и каждого государственных решений принимается на региональном и местном уровнях, общественный контроль востребован в большей степени в отношении органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Поэтому принятие в регионах нормативных правовых актов, конкретизирующих положения ФЗ-212 и раскрывающих его потенциал, весьма своевременно.

  1. Обеспечение доступности лекарственных препаратов в текущих социально-экономических условиях.

Основным приоритетом политики Российской Федерации в области социального развития является высокий уровень здравоохранения, недостижимый без современной и хорошо отлаженной системы лекарственного обеспечения населения. Сложившаяся в настоящий момент макроэкономическая ситуация требует от всех участников фармацевтической отрасли поиска новых решений по увеличению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарств для пациентов. Одним из ключевых факторов роста в данном направлении можно считать начало функционирования с 1 января 2016 г. единого рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), регулирование обращения препаратов в рамках которого основано на лучших международных практиках. Кроме того, особую актуальность сохраняют такие темы как перспективы партнерства государства и фарминдустрии в целях реализации задач столь социально значимой и чувствительной сферы как здравоохранение, риски инициатив, способных ограничить пациентов в доступе к передовой терапии, и т.д. Для обсуждения этих и других вопросов к участию в «круглом столе» приглашены авторитетные представители медицинского, научного и пациентского сообществ.

  1. Негосударственный сектор как фактор повышения доступности и качества образования.

Решение вопросов доступности и качества дошкольного образования сохраняют свою актуальность, не смотря на практически достигнутые показатели исполнения «майского» Указа Президента. Однако дошкольное образование в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» начинается с 2 месяцев. Наиболее актуальным вопрос устройства ребенка в детский сад становится для родителей, когда ребенку исполняется 1,5 года, и прекращается выплата пособия по уходу. В настоящее время государство не может себе позволить строить детские сады для детей младшего дошкольного возраста. Ресурс – негосударственный сектор дошкольного образования. Похожая ситуация сложилась в дополнительном образовании. И в настоящее время острота проблема стала перемещаться в школу. Что может сделать государство, чтобы негосударственные поставщики услуг включились в решение государственных задач? На этот и другие вопросы участники секции постараются найти ответы.

  1. Правовое просвещение социально уязвимых групп населения.

Опыт работы ассоциации юристов в субъектах Российской Федерации.

Рассмотрены вопросы практической реализации закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», перспективы развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, правовое просвещение и проблемы знания гражданами социальных прав, вопросы защиты прав социально уязвимых категорий населения (инвалидов, детей-сирот и др.), взаимодействие между субъектами оказания бесплатной юридической помощи по вопросам правового просвещения и защиты социальных прав граждан и др.

  1. Поддержка и защита детства: резервы повышения эффективности государственной политики.

Рассмотрена текущая ситуация в сфере социального сиротства: экономические последствия. Помощь вместо наказания: реабилитация семьи как инструмент защиты прав детей: социальный и экономический эффект. Устаревшее и актуальное в системе социальных услуг. Современные межведомственные модели сопровождения семьи в ситуации неблагополучия.

  1. Совмещение семьи и работы: в поисках оптимальной модели.

Предоставление гарантий беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями в трудовых отношениях: эффективность, проблемы дискриминации. Обеспечение дошкольными учреждениями и иные меры поддержки со стороны государства как мера повышения уровня благосостояния семей с детьми. Эффективность системы государственных пособий гражданам, имеющим детей.

  1. Качество жизни пожилого человека в России – реальность и запросы общества.

Качество жизни людей в старшем возрасте определяет уровень здоровья общества. По тому образу старости, который мы видим на примере пожилых родственников, знакомых или соседей, по уровню их дохода, по состоянию социальных и медицинских учреждений, по общему к ним отношению, мы делаем выводы и для себя — хотим ли мы растить детей и встречать старость в этом обществе, или мы ждем этого неизбежного периода жизни со страхом оказаться уязвимыми и ненужными. К сожалению, российское общество пока нельзя назвать самым благоприятным для старения, о чем говорят, в том числе, и международные рейтинги. Что можно сделать для повышения качества жизни пожилых людей в России? На сессии обсуждались вопросы о том, как улучшить социальную среду и психологический климат для старения в России. Актуальность этих вопросов связана, в том числе, с разрабатываемой в настоящий момент «Стратегией действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года».

  1. Новые подходы к решению проблем инвалидов в современной экономической ситуации.

Рассмотрены результаты правоприменительной практики № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Определены наиболее актуальные направления Государственной программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы с учетом сложившейся экономической ситуации, новые механизмы для решения вопросов доступности. Рассмотрены основные проблемы в сфере социальной защиты инвалидов и пути их решения, проблемы технических средств реабилитации: импортозамещение, совершенствование механизмов закупок, новые технологии в сфере комплексной реабилитации инвалидов. Новые возможностей в сфере образования и трудоустройства в свете потребностей работодателей и схем взаимодействия. Общественные организации инвалидов: их роль и место в решении проблем инвалидов. Выстраивание диалога с властью.

Об Авторе

Похожие посты